человек сознательно исповедует всякие хорошие вещи, а бессознательно есть у него и всякие нехорошие мотивы. И эти мотивы прорываются наружу - и делаются заметными для наблюдения - в оговорках, первых эимоциональных реакциях, ну и, само собой, в художественном творчестве, если человек таким занят.
Но штука в том, что бывает и наоборот. Бывает, что бессознательное добрее сознательных концептов. Механизм обнаружения бессознательного работает безотносительно того, что "лучше" у данного
конкретного человека - сознательные концепты - или бессознательные установки и восприятия.
И тогда запросто может получиться, что в осознанном и продуманном документе (например, письме) будут террористы и бомбардировщики, взрывающие фабрики - и так и надо. А вольное творческое воображение таки на выходе даёт Шир, где фабрик, конечно, нет - но никто таки не "корячится" и с продолжительностью жизни всё ништяк.
Бессознательное, как вода - дырочку найдёт. А концепты - да, концепты в ряде мест зубодробительные.
Но в текстах-то человека больше, чем в концептах.