Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
бат когда я вижу фразу, что то-то и вот это-то "нормальный человек знать должен", я не то чтобы хватаюсь за пистолет... Но радуюсь в тиши, что сетевые споры - вещь дистанционная, а даже и были бы не дистанционная - у меня всё равно не хватит ресурсов кому-нибудь что-нибудь сломать...
Например, потому. что вчера буквально обрабатывал данные тестирования по близлежащему техникуму. И из этих данных с очевидностью следует, что умение хотя бы задаться вопросом "а что может выйти из мойх действий" - это редко встречающаяся вещь. То есть говорить, что человек _должен_ понимать, что выйдет из его действий (а тем более из, прошу прощения, голосования на выборах)... ну, можно, конечно. Но только понимать от этого никто не начнёт. А при господствующей интеллектуальной моде - "делай по правилу (нужное вписать) - и всё будет хорошо" - этот навык проявляется редко и случайно. А уж навык "крутить в голове ситуацию и смотреть, что из неё выйдет"....
Например, потому. что вчера буквально обрабатывал данные тестирования по близлежащему техникуму. И из этих данных с очевидностью следует, что умение хотя бы задаться вопросом "а что может выйти из мойх действий" - это редко встречающаяся вещь. То есть говорить, что человек _должен_ понимать, что выйдет из его действий (а тем более из, прошу прощения, голосования на выборах)... ну, можно, конечно. Но только понимать от этого никто не начнёт. А при господствующей интеллектуальной моде - "делай по правилу (нужное вписать) - и всё будет хорошо" - этот навык проявляется редко и случайно. А уж навык "крутить в голове ситуацию и смотреть, что из неё выйдет"....
что люди так не делают, не умеют и т.п., - другой вопрос;
фраза "нормальный человек это понимать должен", если за ней не следует призыв карать в обход закона, выражает только одно - норму, глубоко усвоенную произносящим фразу; и переводится эта фраза должна следующим образом "там, где я вырос, среда и окружение позволили мне усвоить вот такую норму, которой я руководствуюсь до сих пор, чем и доказываю, что человек вполне способен это делать";
странно было бы, требовать от человека снизить его собственную меру требований к себе самому, или отказаться от идеи построения общества на тех нормах, которые человек принял и поддерживает, в сторону их понижения;
можно только просить, чтобы человек учитывал, что у других людей, и не малочисленных групп, требования к себе снижены в сравнении с ним;
потому что на пути снижения требований ограничения нет; люди не лезут массово за планку вверх, если их к тому не побуждают; в том числе, не побуждают личным примером; а кто будет побуждать, как не те, кто повышенные требования выполняет сам и настаивает, что они нужны?
Вот в "переводе" - долженствование сразу исчезает. И становятся видны пути, цели и средства.)
А в самой фразе, увы, присутствует скрытая оценка... Зачем-то.
Вот откуда тут берётся _должненствование_??
позвольте, да ведь, если не должен, то мне, судьям, милиции, прокурорам, надо менять работу;
ответственность за любое действие или бездействие предусматривает, что человек способен представить себе и оценить последствия своих поступков, и по факту _этой принципиальной_ способности, обязан представлять и оценивать в целом ряде случаев; и если не оценил, хотя был способен, - отвечает по всей строгости закона, причем, даже если закона не знал, и не знал, что от него требуется в данных обстоятельствах обязательно предполагаемые последствия представить, оценить и т.п.
именно на этом основании, человек, нарушивший ПДД и сбивший пешехода насмерть, идет по уголовной статье, а не отделывается штрафом за нарушение ПДД; и незнание или непонимание им природы и назначения конкретного пункта ПДД в расчет не принимаются
А в самой фразе, увы, присутствует скрытая оценка... Зачем-то.
я бы сказала по-другому, скрытая оценка присутствует в вашей интерпретации фразы;
Вам не кажется, что в этой фразе побуждение приравнено к требованию?
это зависит от средств, используемых для побуждения;
например, закон угрожает 15 годами тюрьмы тому, кто нанесет Вам телесные повреждения средней тяжести во время разбойного нападения, и таким образом, _требует_ от него не калечить Вас, и не совершать разбойных нападений, хотя его совесть, опыт, и прочие составляющие личности, ничего подобного от разбойника не требуют; таким образом, Вы и закон, побуждаете его соответствовать некой стандартной норме;
побуждение от принуждения и от требования отличается используемыми средствами;
цель одинаковая - изменить поведение человека в сторону другого стандарта, которого тот, чье поведение изменяют, еще не разделяет; и единственные способы сделать это ненасильственно: (а) демонстрация повышенного стандарта и его соблюдения, публичное объявление об этом; (б) обучение новому стандарту; (в) поощрение за соблюдение нового стандарта; (г) словесное осуждение и критика старого стандарта, результатов его применения, и людей, которые, зная о новых стандартах, от старых не отказываются и не стараются;
при этом пункт (а) - обязательный; без него остальные не действенны вообще
при этом пункт (а) - обязательный; без него остальные не действенны вообще Обязательны - пункты а) и б). Без б) работать будет рэндомно. В) и г) тоже могут быть _только_ в паре. А если мы сюда внесём долженствование - шансы на то, что в) потеряется (по логике "добродетель сама себе награда") резко вырастают.
я бы сказала по-другому, скрытая оценка присутствует в вашей интерпретации фразы; дихотомия нормальный\ненормальный - это оценочное суждение.
И УК - это вполне себе писаные правила. Никто ничего не должен _понимать_ из воздуха, достаточно прочитать и знать.
кара наступает независимо от понимания и знания;
юриста, как УК понимать, учат на юрфаке, и многим не хватает, а без практики - вообще разброд, люди ученые степени получают; население не учат; у нас так даже в школе не учат; сам должен;
А если мы сюда внесём долженствование - шансы на то, что в) потеряется (по логике "добродетель сама себе награда") резко вырастают.
у кого вырастают? "добродетель сама себе награда" для обладателя добродетели, он по идее, если поступает из добродетели, не должен просить и требовать награды за свое поведение; с какой стати это правило распространяется на других людей, которые благодарят или поощряют за чужие поступки? эдак, и прославлять добродетель и добродетельных нельзя, и спасибо говорить не надо будет;
сфера социальных норм не делится на две части, где по одну сторону норма, а по другую наказание;
это длинная такая шкала, градации; с одного края наказание, с другого награда; между ними осуждение, порицание, неприятие, неодобрение, нейтральная полоса, побуждение, поощрение, одобрение, благодарность, награда... границы зыбкие;
можно поощрять лучшее и не одобрять, выказывать неприятие худшему, и все в рамках ненаказуемых действий;
мораль нельзя свести к писаным правилам; либо рамка задерется так, что образуется двойная мораль, либо рухнет, и многие действия, которые вчера были не только наказуемы или запрещены, но и еще неодобряемы, неприемлемы, станут просто формально наказуемыми, но вполне нейтральными по отношению;
представьте общество, где писаным правилом запрещены пьяные дебоши, но пьянство и пьяниц нельзя морально осуждать... конечно, если разовьется небывалое могущество психологов, и они станут быстро и надежно вылечивать зависимость от алкоголя - не вопрос... а если лечение будет, как сейчас, а морального осуждения и требований не будет, очень скоро с пьяными дебошами, станет, как с дуэлью у Атоса; королевский вердикт есть, запрет есть, но дело неплохое
так и я не только мораль;
и не думаю, что любой человек, который высказывается "всякий нормальный это должен понимать" на самом деле не может объяснить, что именно нужно понимать
Вас больше устроит "в текущей ситуации всякий вменяемый человек принципиально способен осознать, что..."?
это две разные ситуации, простите;
та, где просто "лучше, если понимает", и та, где "принципиально способен понимать и предвидеть, но не делает, что приводит к";
лучше, если чиновник горсовета понимает, что одних людей с бензопилами нельзя натравливать на других людей, безоружных? или это второй случай?
и что? принципы оценки ситуаций должны меняться?
а расскажите, как классифицировать ситуации, где одна шкала применяется, а где другая?
я вот считаю, что оценивать поступки других людей человек может по своей норме, пока он их по этой норме не заставлет действовать; когда заставляет действовать, мы сталкиваемся с тем, как его норма соотносится с законным минимумом требований, и с тем, как и кто этот законный минимум установил, и какая часть окружающих его одобряет