Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Вспомнила бегавшее по просторам интернетика с чьей-то лёгкой - не сказать, легкомысленной - руки мнение, что вот это вот "сочувствие к побеждённому" - это, типа, чисто такая нихонская фишечка, а белые люди европейский культурный канон предпочитает героев-победителей.
Мнэ-э... Как бы так культурно сказать... Поздравляю вас, гражданин, соврамши. Тигаимас, в смысле, ошибочка вышла. А триста спартанцев? А "простая мораль простых людей" про которую писал Честертон - "...а дерущийся против троих - молодец"? А, в конце концов, Финголфин и Финрод? И, кстати, тот же Честертон верно заметил, что люди редко называют детей Ахиллами - а вот зато Гекторов полная Европа)


@темы: Ну зачем ты так упоролся?...

Комментарии
08.08.2019 в 08:32

По-моему, это своего рода накладка. Очень уж активно насаждается культ успешных людей. А успех, однозначно, несовместим ни с каким проигрышем - хоть благородным, хоть временным.
08.08.2019 в 08:36

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
/винни-пух/, накладка - в смысле, такое мнение возникло из-за попутывания тёплого с мягким собственно европейского культурного канона и глянцевого культурного масс-маркета? Согласна.
08.08.2019 в 08:47

_ЛАЙТ_, да. ТО есть сходу примеры не смогу вспомнить, но все таки "потом его надо поднять, вымыть и поставить рядом с собой" - тоже европейский культурный канон. А "успех" заканчивается на стадии враг повержен и все конкуренты уничтожены. Собственно, и врага и побежденного нет как личности, есть условные конкуренты.
08.08.2019 в 11:08

Жестокий романс не знает границ и жанров, принц Чарли Стюарт was my true love, и кто же не любит хорошо поплакать. Я не специалист (и у японцев в современной массовой культуре мне видится чуть другая интонация при романтизации смерти, чем у Запада), но не удивлюсь, если никому не удалось пройти через - феодализм? что-нибудь еще более раннее? - не научившись как-нибудь романтизировать страдание.
08.08.2019 в 19:17

Золотое небо в вышине...
А триста спартанцев? А "простая мораль простых людей" про которую писал Честертон - "...а дерущийся против троих - молодец"? А, в конце концов, Финголфин и Финрод? И, кстати, тот же Честертон верно заметил, что люди редко называют детей Ахиллами - а вот зато Гекторов полная Европа)
Это если еще не вспоминать, что европейская цивилизация в корнях своих глубоко христианская :) А придумать более трагичную и менее привычно победительную фигуру, чем жертвующий собой Христос, ну очень сложно. Недаром при христианизации Скандинавии миссионеры натолкнулись на полное непонимание местного населения - у тех в голове не укладывалось: как это, Бог - и убит? Бог - и казнен?
Вот, кстати, идея успешности, победы, выигрыша как мерила человеческой жизни и даже души, пришла в Европу с Реформацией. В католицизме ее и не было, считай, а в протестантских движения эта идея расцвела, сильнее всего в США.
09.08.2019 в 05:05

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Стриж_, при христианизации Скандинавии миссионеры натолкнулись на полное непонимание местного населения - у тех в голове не укладывалось: как это, Бог - и убит? Бог - и казнен? Что значит - как? А то у них самих такого мало))) То Один самоугробится ради мудрости, то Сигурд сложится, хотя точно заранее знает, что именно сложится, то кто-то там руку волку в зубы сунет))))
Да, про реформацию согласна.
09.08.2019 в 05:08

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Nan_says, Чарли Стюарт - который? Их там было много и всех их звали буратино Чарли.)
пройти через - феодализм? что-нибудь еще более раннее? - не научившись как-нибудь романтизировать страдание. Я думаю, тут дело не вполне в романтизации страдания, а в романтизации "делай, что должен", скорее - но что верно - то верно, эта штука ест везде и она мно-ого старше феодализма)
09.08.2019 в 08:57

_ЛАЙТ_, я поленилась разбираться, какой именно, но про какого-то из них поют баллады, какой он был красивенький перед своим войском на коне.
Делай что должен в смысле отправляйся воевать, и если тебя там убьют, это даже более почетно.
09.08.2019 в 14:14

Золотое небо в вышине...
_ЛАЙТ_, Что значит - как? А то у них самих такого мало))) То Один самоугробится ради мудрости
Если мне не изменяет склероз, он там повис на дереве 9 дней и все. Притом очень разные цели. Один точно никогда не обрекал себя на позор и казнь :)
10.08.2019 в 03:45

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Стриж_, ну, вот тут всё зависит от толкования. С одной стороны, Один - бог (но не один)))) и знает, что через 9 дней воскреснет... С другой стороны, так-то формально Иисус тоже знает, Он вообще всё знает))) ну и повесится на дереве тоже не особо почётно. Но, главное - есть такая штука - "северное мужество" - и его не зря называют ближайшим аналогом\бетаверсией христианской этики. Там чистое "делай, что должен и пусть будет что будет", даже если надежды на хотя бы условно-приличный исход нет.
10.08.2019 в 16:03

Золотое небо в вышине...
_ЛАЙТ_, формально Иисус не знает. Он только надеется на Бога-Творца. Ну и просто менталитет у ранних христиан и скандинавов эпохи расцвета многобожия - очень разные.
Там чистое "делай, что должен и пусть будет что будет", даже если надежды на хотя бы условно-приличный исход нет. Фатализм много где встречается :), но он ни разу не "сочувствие к побежденному". Впрочем, мы уже очень далеко ушли от изначальной темы )