Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Но что-то мне подсказывает, что дальше будет хуже. В смысле, ничему эта история юного Окделла не научит. Нет, меня на эту мысль не сетевые баталии навели. А наличие некоего топора под компасом, которое я чётко вижу у юного долбоклюя ещёс первой книги. Не возьмусь формализовать - но ощущение именно топора, то есть предсказуемой системной ошибки.
Я вам. Как человек. С такой поломкой. Свидетельствую.
НЕТ.
НЕЛЬЗЯ.
Пока обломки карьеры, семьи, жизни не летят на голову - ничего человек у себя не замечает.
Когда летят на голову - он замечает, что что-то уячит его по голове. Если ему повезет - рядом оказывается человек, который может оттащить его к профессионалу либо оказать, как в старину говорили, духовную помощь.
Мне повезло.
Но этого мало. Исправление этой хрени на глобальном уровне -ну, глубокая терапия - занимает ГОДЫ.
С аффектом, например, я до сих пор не умею справляться. Хотя уже научилась в двух случаях из трех его избегать.
А, готтентотская этика.
Ну вот Сильвестр вам чем не пример?
Инфантильные люди бывают, это не конец света. Конец света - это когда готтентотская этика. Которая там в наличии.
читать дальше
что такую поломку у себя можно заметить и попробовать исправить - и мне интересно подумать. где человек мог бы это сделать, как именно - и за каким фикусом он этого не делает
Дик этого не делает, потому что не знает, что у него поломка; не заметил;
в принципе, попробовать исправить можно;
но основной фокус - заметить; или "пациент" не настолько плох, чтобы противоречия не лезли ему в глаза, либо он, как раз, настолько плох, и тогда заметить и осознать ему очень трудно;
он не знает, что нужно что-то замечать, и не видит никакой проблемы, и задачи себе такой не ставит;
читать дальше
Почему на сладкое?
Талигских некомбатантов убивать мастдай, этого мы бириссцам низабудим нипрастим.
А бирисских можно.
Самая что ни на есть готтентотская этика.
МИ Алва за нее мядальку получил, и
пару коньковмеч анаксов в придачу.- оказаться перед выбором на уровне физического выживания (проснуться в Склифе; быть побитой головой о батарею прилюдно; обнаружить, что съедена последняя редиска).
- оказаться перед выбором на уровне физического выживания (проснуться в Склифе; быть побитой головой о батарею прилюдно; обнаружить, что съедена последняя редиска).
не всегда, увы;
может пройти с "пациентом", который сильно хочет жить, а ситуация демонстрирует только один правильный выход, и никакой возможности частично увернуться от осознания;
кроме того, собственные фантазии "пациентам" бывают очень дороги, и среди них значится драматическая, а иногда даже болезненная или внешне бесславная, гибель; люди способны играть роль "мне все равно, что я все просрал, и глупо погибну опозоренный, так мне и надо", достаточно долго, чтобы изувечить и себя, и еще кого-то подставить;
Внимания - к нашим длинным прогонам, справедливости - к персонажам) Вы всерьёз полагаете, что Алва это дело числит за хорошее и себя считает по этому поводу в белом? а я именно это как ключевой критерий привожу. Внутренняя честность называется.
Алва может это числить совершенно по-другому, вопрос в том, какую мину он при этом изображает, и как эту мину могут принять за чистую воду души мене просвещенные;
тут я отчасти согласна, жить Талиге, быть сопричастным к высшим слоям, которые нам продемонстрировали, и не усвоить готтентотской этики - это от многих людей потребовало бы значительных усилий;
впрочем, я думаю, когда Вы прочитаете про дальнейший ход мятежа и событий в столице, Вы согласитесь, что там таких персонажей хватает
Но вообще модель реакции "не очень и хотелось", имхо, много более выигрышная поначалу и более проигрышная потом. Отковыривается хуже.
Прошу прощения у Хозяйки дневника за вмешательство в беседу, за которой я до сих пор молча наблюдал, у меня возник вопрос, цитата: "Вы всерьёз полагаете, что Алва это дело числит за хорошее и себя считает по этому поводу в белом?" Я полагаю ,что за хорошее не числит. и в белом себя не считает (он вообще белое не носит). Наверное, честное отношение к совершенному поступку лучше, чем не честное, но почему "ключевой" критерий? Что первично и что более важно: совершенное "злодейство", или "честность" совершившего по отношению к нему?
Я там выше спрашивала про конкретные случаи - что плохого случилось бы с Диком -и далее по тексту. То есть мысленный эксперимент в каждом конкретном случае.
Потому что с умением понимать. что у действий бывают последствия этот дефект - вернее исправление его - связаны плотно.
я бы сказала, что этот дефект плотно связан с невозможностью отстраниться от ситуации, для трезвого анализа;
в ситуацию, в самом начале, привносятся привычные эмоции из другой ситуации, которые этой нихрена не соответствуют; эти переживания искажают нафиг восприятие до степени "петух пытается топтать деревянную голову на палочке вместо курицы"; осознанность там примерно такая же, местами;
фокус в том, что бы диссоциация произошла и стала привычной;
а вот если изуродовали человека достаточно рано, так что этика тоже сформировалась с большим пробелами и противоречиями, то в тот момент, когда он будет учиться диссоциироваться, ему надо еще на личных примерах этику пересадить; а то, черте что вылупится;
но почему "ключевой" критерий? а почему восемь? Ключевой в рассматриваемом аспекте. То есть в аспекте умения\не умения отличать дурное от доброго, особенно когда необходимо это разлчиение применить к себе любимому и своим поступкам.
Алва ПОСТУПАЕТ согласно этому правилу.
А поступки у нас красноречивее слов, верно? И уж тем более красноречивее мыслей, ибо "голова предмет темный и исследованию не подлежит" (с) "Формула любви".
Кому она видна, эта внутренняя честность? Алва что, посреди своего триумфа встал и сказал: "Уроды, вы за что меня награждаете - за массовое убийство женщин, детей и талигойских пленных? Вы что, не понимаете, что за такие победы не награждают?" Нет, он принял все как положено.
Даже в чудесной, доброй идеалистичной книжке "Диктатор" герой сначала закончил более важные сейчас и для насущной жизни дела, а потом уже затеял показательно и назидательно судиться.
Ну, вы-то не невротик-носитель нарциссической травмы, верно?
То есть, ваш опыт к ситуации не подходит. Это от другой стенки гвоздь. Вы не знаете, что внутри себя чувствует нарциссический невротик. Вы со всей очевидностью этого не знаете, вам кажутся простыми и понятными вещи, до которых невротик добирается - если добирается - ценой наломанных дров и больших потерь.
До меня, например, где-то в Диковом возрасте дошло, что я неблагодарный человек. То есть, что значит дошло - элементарно натыкали носом. И я страшно удивилась - шозанах? Почему, как это я могу быть неблагодарной, если я всегда говорю "спасибо" и меня в семье заставляли за все благодарить? WTF?
По счастью, Алвов у нас в клубе ЧГК не было, а психолог-профи был. Она на пальцах и объяснила, что по самой моей манере благодарить видно, ять, что меня _заставляли_, потому что мое "спасибо" интонационно звучит как "так и быть, я снизойду до того, чтобы сказать тебе "спасибо"", и люди на это правомерно обижаются. Хорошо, ну а что делать? Ну, выражать людям _искреннюю_ благодарность.
И тут оказалось, что с искренней благодарностью у меня проблемы. Я ее тупо не испытываю.
Поэтому, когда люди удивляются "как это Окделл может быть таким неблагодарным, как он может не замечать благодеяний?", я не удивляюсь. Я знаю, что чувство благодарности можно человеку отбить в детстве. Ногами. Мне в ходе терапии стал ясен механизм такого отбивания: ребенка нужно _заставлять_ быть благодарным за то, что ему не нужно, неприятно, а то и мучительно. Благодарность в этой ситуации тихо подыхает, а на ее месте обосновывается стыд. То есть, ребенок, получив благодеяние, привыкает испытывать стыд. Понимаете? ТЕБЕ СДЕЛАЛИ ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ, А ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ ТАК, СЛОВНО ТЫ СДЕЛАЛ ЧТО-ТО ПЛОХОЕ.
Более того, ты убежден,что это и есть благодарность - стыд за то, что тебе сделали что-то хорошее.
Вот так и возникает эта аберрация восприятия. А закрепляется она вот как: в детстве ребенок постоянно зависит от чужих благодеяний. Значит, он почти все время испытывает стыд (который привыкает считать благодарностью). Этого ни одна психика не вынесет, и она начинает искать выходы. Один из выходов - не замечать благодеяний. Принимать их как должное. Если в семье присутствует родитель-нарцисс, ребенок просто копирует его в этом отношении. Второй - если уж приходится замечать не допускать осознание благодеяния до сердца вообще. Быстрое формально исполнить ритуал выражения благодарности, пока чувства не возникли. На уровне рефлекса.
Вот эта выученность в интонациях и раздражала людей при общении со мной.
А стыд вместо благодарности я испытываю и по сей день.